18. ФОРМАЛЬНО И ПО СУЩЕСТВУ

Штаб полка. Перед командиром полка — Трофим Тарасыч, Василий Иванович и пленный полковник фон Брудер.
Комполка. Ну, теперь, Трофим Тарасыч, за вашу голову немцы дадут… (Пленному.) Сколько, вы думаете, могут назначить за его голову?
Фон Брудер. Теперь, я думаю, тысяч десять…
Комполка. Ну, Трофим Тарасыч, будьте осторожны.
Трофим. А я, товарищ командир, всю жизнь веду себя осторожно, вдумчиво… И через это иногда успех имею.
Комполка. Ну, спасибо, Трофим Тарасыч. Отдыхайте. Спасибо и вам, Василий Иванович… Ваша работа выше всяких похвал.
Василий. Служу Советскому Союзу!
Трофим и Василий выходят из штаба. Подходит 1-й боец. Любовно улыбаясь, подает Трофиму гармонь.
1-й боец. Вы завсегда любили сыграть после дела, Трофим Тарасыч.
Трофим. А я, Петя, на своей сыграю.
Вытащив из кармана губную гармонику, Трофим Тарасыч прикладывает ее к своим губам. Наигрывает гамму.
Василий Иванович достает из кармана свои дарственные часы, прикладывает к уху.
Василий. Трофим Тарасыч, а, Трофим Тарасыч… А ведь счастье на вашей стороне… Ну, да зависти у меня нету. Поскольку, думаю, общее дело уничтожать врага…
Трофим. Это вы о чем, Василий Иванович? Что-то я в толк не возьму…
Василий. Да нет, я говорю о том, что вы перекрыли меня…
Трофим. Где ж я вас перекрыл, Василий Иванович, что вы — возьмите мою скромную цифру (жест на цифру "1") и грандиозную вашу… Наоборот, это вы меня перекрыли…
Василий (улыбаясь). Ах, да… Я и забыл… Ну, значит, я вас перекрыл… Да, пожалуй, это я вас перекрыл. Одним словом, чувствую некоторое неравенство.
Трофим. Да, если говорить формально… А по существу…
Василий. Ну, уж если говорить формально, то и эта ваша единица под большим сомнением. Не так ли, Трофим Тарасыч?
Трофим. А я ее к черту сотру и начну сначала.
Трофим Тарасыч счищает с обшлага единицу.
Василий. И хотя у вас теперь ноль — в смысле истребления живой силы противника, но я почему-то глубоко вас уважаю, Трофим — Тарасыч. И ценю в вас качества бойца…
Трофим. Вот в этих чувствах, Василий Иванович, у нас с вами полное равенство. И я вас исключительно уважаю. И ценю в вас грозную силу для истребления нашего подлого и коварного врага.
Василий. Спасибо вам, Трофим Тарасыч, за вашу лестную оценку и за ваши добрые чувства. Вы умный и милый человек. И я чересчур доволен, что нахожусь в вашем обществе.
Трофим. И вы, Василий Иванович, не из глупых людей. Конечно, слов нет, вы молоденький. Молоденький умок, что весенний ледок. Но это не мешает мне любить и почитать вас, как своего друга и товарища. И общество с вами, Василий Иванович, я разделяю с исключительным и одинаковым удовольствием.
Друзья, торжественно протянув друг другу руки, пожимают их.
Засим Трофим Тарасыч, приложив гармонику к губам, начинает играть.
Василий. Может, споем нашу с вами любимую.
Трофим. Добре…
Приятели запевают "Любо, братцы, любо". Закончив петь, Василий Иванович закуривает папироску. Дым табака окутывает друзей.
Слышится военная труба — сигнал: "Слушайте".
1942